В реальной жизни завоевателя Сибири и победителя хана Кучума было столько тревожных событий, что Ермак Тимофеевич вполне мог бы и не дожить до своего 40-летия. Но ему повезло – именно в этом возрасте он поступил на службу к заводчикам Строгановым и отправился завоевывать Сибирь. А значит, Русь вполне могла бы и не «прирастать землей Сибирской». Еще за сто лет до похода Ермака русские рати пытались пройти в Сибирь, но каждая из этих попыток терпела неудачу. Россия тогда сумела продвинуться лишь до Уральских гор.
Однако его младшему сыну Василию, который родился между 1532 и 1542 годами (точная дата неизвестна), такая жизнь не по нраву пришлась. Он тоже, как и отец, пытался тягать баржи по Волге, но потом бурлацкую лямку скинул и подался к донским казакам.
Там, в станице, и назвали его новым именем – Ермаком.
Так появился на свет Ермак Тимофеевич.
Жизнь казацкая, жизнь разбойная
Если бы Ермак Тимофеевич умер на царской дыбе, наше будущее оказалось бы совсем другим
Донские казаки в то время вели двоякое существование. С одной стороны, они, как и Стенька Разин, промышляли грабежом купеческих судов. А с другой – именно донское казачество и было главной защитой государства Российского от татарских набегов. За это им и прощались разные «шалости». Однако – до поры, до срока. Стенька Разин тоже не сразу стал врагом государства, а только тогда, когда начал на российские города нападать и государевых людей убивать и грабить. За что и поплатился жизнью.
По сути, точно так же мог закончить свои дни и Ермак Тимофеевич. Он недолго поохранял российские границы от Астрахани до Дона, а потом набрал таких же, как и он, лихих людей да и ушел на Волгу – грабить и разбоем жить.
Летописи говорят, что новый атаман прославился на Волге не меньше, чем Стенька Разин со своими людьми.
По крайней мере, Ермак Тимофеевич со своей дружиной «отличился» настолько, что именно его и еще четверых, таких же, как он, казаков-разбойников, царь приговорил к смертной казни, как и Стеньку Разина. Только Ермаку повезло больше – он сумел сбежать. Именно это обстоятельство и стало причиной того, что Ермак с дружиной подался в Сибирь, нанялся к промышленникам Строгановым, которые единственные в то время развивали этот дикий край, ведя постоянную борьбу с азиатскими ордами, владевшими в то время Сибирью.
Строгановы взяли Ермака с дружиной на службу, дали провиант, оружие, деньги. Именно для них Ермак и отправился в свой знаменитый поход против сибирского хана Кучума, из которого уже не вернулся.
Но все могло бы быть совсем по-другому, поймай царские войска Ермака. Его ждала бы лютая смерть на дыбе, и завоевателем Сибири он уже явно не стал бы.
А вот что при таком раскладе было бы с Сибирью – это большой вопрос. Нужно помнить и то, что Ермак хана Кучума победить так и не смог. После гибели атамана его дружина из Сибири ушла, и лишь через три года другие русские войска добили ослабевшего в битвах с Ермаком и его казаками хана. Но Ермак показал путь и сумел выиграть время. А если бы этого не произошло?
Предположим, что Ермака казнили, а Сибирь так и осталась незавоеванной.
За Уральскими горами
Солдаты японского императора дошли до Урала. И Страна восходящего солнца стала Страной незаходящего солнца
Еще со времен Ивана Грозного Россия долго и безуспешно пыталась завоевать дикие богатейшие территории за Уральскими горами. В то время Сибирь была практически пустой территорией, на которой жили немногочисленные местные народности. Они вели первобытно-общинный образ жизни, промышляли охотой и землепашеством, поклонялись идолам и знать не знали, что во всем остальном мире происходит.
Свои права на эти территории гораздо раньше России заявили азиатские правители, которые, по сути, и оккупировали Сибирь, устанавливая там азиатские порядки и мусульманское вероисповедание.
Во времена Ивана Грозного там правил татарский князь Едигер. После взятия Грозным Казани Едигер понял, что с сильной Россией ему тягаться будет сложно, и попытался наладить с Иваном Васильевичем дипломатические отношения, согласившись выплачивать России дань и признать ее главенство над собой. Иван Грозный дал добро и даже послал Едигеру войска для защиты от неприятелей. Но пока русские до Сибири добирались, там произошла смена власти. Пришел в Сибирь из степи, из Кайсацкой орды, князек Кучум, разбил Едигерово войско, самого Едигера и брата его Бекбулата убил и завладел Сибирским царством. Иван Грозный стал и с Кучума дань требовать. Сперва новый хозяин Сибири обещал дань платить. А после, когда приехал к нему царский посол, Кучум убил его. С этого времени о дани и думать было нечего.
Можно не сомневаться, что Сибирь осталась бы азиатской территорией, чем она, по сути, и была до прихода Ермака. И Едигер, и хан Кучум были выходцами из татаро-монгольских степей, на которых сейчас расположены Узбекистан, Казахстан и другие государства Средней Азии. Но… при всем их влиянии в регионе за ними стояли гораздо более мощные страны. Например, Китай. Вряд ли китайские императоры допустили бы, чтобы татарские князьки владели такой богатой территорией. Следующим шагом в истории освоения Сибири наверняка стало бы китайское нашествие. И более того, именно Сибирь, а не Маньчжурия, стала бы полем эпохальной битвы за Азию, которая разразилась несколькими столетиями позже. И именно – битвы за территории между Китаем и Японией.
Итак, не будь Ермака, не было бы завоевания Сибири Россией. Вместо этого, попав под мусульманское влияние, вскоре эта территория отошла бы к Китаю, а какая-то ее часть – к Японии. Но за Китаем традиционно стояла Великобритания, которая имела очень сильные позиции в регионе благодаря господству в Индии. Англичане всегда были захватчиками и колонистами и наверняка или через Китай, или своими собственными колониальными силами заявили бы свои права на богатейшие территории за Уральским хребтом.
Несостоявшаяся эвакуация
Интересно и то обстоятельство, что такая «альтернативная» история развития Сибири сказалась бы не только на судьбе России, но и на всей мировой истории. Ведь не владей Россия Сибирью и Приморским краем, не состоялась бы продажа Аляски Америке, и даже предположить трудно, появилась ли бы на мировой карте, например, Канада. Скорее всего, там тоже было бы главенствующим азиатское присутствие. И ни о какой продаже территорий речь уже бы не шла.
Если проследить возможные последствия до наших времен, то, безусловно, и Китай с Великобританией были бы выброшены из Сибири таким грозным и мощным мировым игроком, как императорская Япония.
Причем выброшены еще в Первую мировую войну. Ну а к началу Второй мировой Япония была бы не грядой островов, а мощнейшим государством, раскинувшимся на бескрайних сибирских просторах и владеющим несметными богатствами этого края. И тогда весь исход войны был бы совершенно иным. Скорее всего, Россия была бы уничтожена полчищами немецких захватчиков с Запада и японскими войсками с Востока. Нам было бы просто некуда деваться – Сибири нет, эвакуировать оборонную промышленность некуда, а европейская часть страны оказалась бы зажатой в тиски между двумя сильнейшими армиями.
Вряд ли у нас хватило бы военного потенциала, чтобы справиться с захватчиками в такой ситуации. Думается, что после этого была бы предрешена и судьба Великобритании, с которой Германия и Япония легко разделались бы после победы над СССР. И – открытый путь в США через Аляску.
Словом, не будет преувеличением сказать, что сибирский поход Ермака оказал решающее воздействие не только на историю развития нашей страны, но и на все нынешнее устройство мира.
Дмитрий МИХАЙЛОВ