«…Человек не может постигнуть дел, которые делаются под Солнцем. Сколько бы он ни трудился в исследовании, все-таки не постигнет этого, и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого». Екклезиаст
Суперкроссворд на древнееврейском
Полстолетия назад американский раввин Майкл Дов Вайсмандель задался странным, на первый взгляд, вопросом: почему евреи называют Моисеево Пятикнижие Торой, если ни на одном свитке такого слова нет? В самом тексте священной Книги тоже нигде оно не встречается. «А не зашифровано ли это слово каким-либо образом?» – подумал раввин и приступил к расследованию.
В первом же слове первой книги Бытие взял букву «тав» (передающую звук «т»), затем стал искать вторую букву слова «Тора» – «вав» (передающую звук «о») – с определенными интервалами, пропусками какого-то количества букв. Интересовали раввина те интервалы, которые сохранялись между буквой «вав» и третьей, «рэйш» (звук «р»), между «рэйш» и «хэй» (звук «а»).
Одним из таковых оказался интервал 50. Для еврейской истории, записанной в Ветхом Завете, число весьма примечательное: на 50-й день после Исхода из Египта Моисею на горе Синай была дарована Тора.
Слово «Тора» с различными интервалами между буквами Вайсмандель отыскал во всех пяти книгах Моисея. Итоги розысков раввина не произвели особого впечатления, однако нашли продолжателя. Им оказался Авраам Орен, принявшийся неутомимо отыскивать в Торе другие числовые коды.
Орен пошел путем Вайсманделя. В третьей книге Ветхого Завета Левит рассказывается о первосвященнике Аароне, но именно в этой книге он не назван по имени. Может, имя спрятано где-то внутри текста? Орен принялся искать его, перескакивая от одной буквы к другой через различные интервалы. И на первой же странице эпизода об Аароне нашел упоминание его имени 25 раз с шагами 9, 18, 28, 36, 87,-6, -21,-32…
Математики взялись за дело
До компьютерной эпохи эти поиски так и оставались занимательной арифметикой на ниве богословия. Но в начале 80-х любознательный Авраам Орен обратился к иерусалимскому математику Элияху (Илье) Рипсу, недавнему репатрианту из Риги, с вопросом: насколько, с точки зрения теории вероятности, значим полученный им результат? Рипс не поленился – посчитал. С учетом частоты букв, входящих в имя
Аарон, случайно оно могло бы встретиться в этом отрывке 7-8 раз. Но не 25! Налицо очевидная концентрация ключевого слова в соответствующем отрывке книги. Тогда профессор Рипс еще не знал, что эффект концентрации ключевых слов – общий закон, пронизывающий Книгу книг насквозь.
Профессор математики Михельсон усилил значение полученного Авраамом Ореном результата – он взял все возможные варианты следования четырех букв имени Аарон. Каждое полученное из них слово встретилось в данном отрывке от 5 до 11 раз (это математика не удивило – обычная случайность), и только единственный вариант осмысленного расположения букв, дающий слово «Аарон», встретился 25 раз.
Этот эффект, позволяющий сравнить Книгу с разумно мыслящим существом, доктор Рипс проверил на других отрывках. Взяв часть текста, в котором повествуется о райском саде Эдем, математик предположил, что здесь могут быть зашифрованы названия растений в этом саду. Однако собственно в открытом тексте ни одно растение прямо не названо. Всего же в Пятикнижии их упоминается 25. Рипс принял их за ключевые слова, запустил компьютерную поисковую программу и, представьте себе, нашел все 25 с различными буквенными интервалами.
Фрагмент первой книги Бытие рассказывает о том, как Змей (на иврите – Нахаш) совратил Еву. Змей назван открыто. А не найдется ли он в закодированном виде? Вручную ни за что не отыщешь. А компьютеру все равно, с какими интервалами искать. Вот и нашел дважды слово «Нахаш»: с интервалами 248 и 365.
Кстати, и эти числа тоже не случайны. 248 – число заповедей Торы типа «делай так», 365 – число заповедей типа «не делай». Всего же в Ветхом Завете 613 заповедей: 248 + 365 = 613. Эпизод о Змее как раз о том, что произойдет, если нарушить заповедь.
Важнейшее открытие состоялось
Рипс не ограничился ключевыми словами, взятыми из Священного Писания. Им, что называется, сам Бог велел там быть. Ученый испытал потрясение, когда попробовал забросить в информационное пространство Торы слово, невозможное в открытом тексте просто потому, что появилось оно тремя тысячелетиями позже. Ну мог ли автор Пятикнижия знать о Великой французской революции, которой суждено было разыграться в XVIII в. новой эры?
Не спешите с ответом
Рипс взял слово «Бастилия» и отыскал его, разумеется, с буквенными интервалами, в книге Бытие. Его пересекла библейская фраза «Тюрьма – место, где содержатся под стражей заключенные царя». (Речь шла о тюрьме, в которой сидели Иосиф вместе с хлебодаром и виночерпием.) Согласитесь, есть смысловое совпадение фразы открытого текста и внешнего слова, словно заброшенного из далекого будущего.
Тора написана в виде свитка – ни знаков препинания, ни просветов между словами. Строки располагаются одна под другой так, что буквы размещены «квадратно-гнездовым» способом. Правда, обычный читатель Библии, пусть даже знающий иврит, вряд ли догадается соединить пунктирной полосой равноудаленные буквы, составляющие название парижской тюрьмы. Но когда компьютер вычислил нужный буквенный интервал, осталось только обвести кружком выделенные буквы – и перед вами слово «Бастилия» в Моисеевом тексте.
Горизонтально проявленные слова «маапеха» (революция) и «террор» соседствуют с вертикально расположенной «гильотиной». Напомним: это орудие казни врач Гильотен изобрел спустя 3 тыс. лет после того, как люди познакомились с текстом Ветхого Завета.
Еще одно чудо: фраза Торы «А сейчас вы пойдете и убьете его» и словосочетание «арестованный царь» снизу вверх пересекаются проявленным ключевым словом «Конвент» (высший законодательный и исполнительный орган Первой Французской республики, решением которого король был арестован, а затем обезглавлен).
Какой, спросите, король? И на этот вопрос Ветхий Завет дает исчерпывающий ответ. На словосочетание открытого текста «Король будет обезглавлен» наложены отысканные компьютером «Луи», «Бурбон» и еще раз «гильотина».
Вот текст сообщает: «Конец всего живого прошел передо мной». Чуть дальше: «Укрепим кирпичи и обожжем их». А по вертикали в этом же месте текста читаем: «Так же в Аушвице» -это, конечно же, о Холокосте -трагедии еврейского народа во Второй мировой войне.
Глагол «уничтожат» в открытом тексте скрещивается с найденной компьютером фамилией Эйхман, а по вертикали оба слова перечеркиваются словами «треть народа» (в Холокосте погибло 6 млн евреев – треть тогдашней численности народа).
В определенном месте свитка появляются слова «главный палач». По вертикали их пересекает слово «Гитлер».
Рипс и его коллега Дорон Вейцтум нашли в Торе имена Цезаря, Наполеона, Сталина… Характерно, что рядом, поперек или под острым углом к найденному имени непременно прочитывается фраза из открытого текста, переносным значением как-то связанная с исторической личностью, жившей спустя три тысячелетия.
А не совпадения ли это? Тот же вопрос задавали себе и математики, искавшие в Ветхом Завете реалии разных эпох. И в строгом соответствии с теорией просчитывали вероятность совпадений. Вот какие цифры получились у них: 1:770 млн, 1:890 млн, 1:10 млрд. Говоря проще, не бывает таких совпадений. С этими результатами ознакомили математиков мирового уровня Каждана и Файнштейна. Те не поленились перепроверить значения и даже самостоятельно решили несколько усложненных задач. Эффект был тот же.
Спустя четыре года группа математиков подтвердила истинность открытия. Статья докторов Рипса, Вейцтума и Розенберга в «Statistical Science» совершила переворот в познании.
По данным израильских математиков, пристрастно перепроверенным американскими коллегами, выходит, что канонический текст Ветхого Завета уникален…
Из современных критиков кодов Торы выделяется Майкл Хайзер, доказывающий, и вроде бы не голословно, что священный текст многократно дополнялся, редактировался и перекраивался. А если текст неканоничен, бессмысленно, мол, искать равноудаленные коды.
Однако всякий, кто знаком с иудейским ритуалом, знает, что никакого редактирования главной религиозной святыни никогда не было и в принципе не может быть. Каждый новый свиток Торы специально обученный переписчик списывает с известного, соответствующего канону свитка. Пишет он пером и черной тушью по пергаменту, скрупулезно копируя не только каждую букву, но каждую завитушку (а их немало в древнееврейском алфавите) и каждую точку в огласовках (в иврите пишутся только согласные буквы, а гласные в виде одной, двух или трех точек ставятся под буквами). Пока переписчик копирует текст, за его спиной стоит проверяющий, которому вменяется в обязанность сличать старый текст с новым. Если где-то случится ошибка или просто описка, ее не исправляют, не подчищают, не замазывают – такой свиток выбрасывается. А потом все начинается заново. Только к работе приступает уже другой переписчик.
Поскольку столь строгие правила копирования Торы у евреев были всегда, а точнее последние 3,3 тыс. лет – с момента получения Моисеем Священного Писания на горе Синай, надо полагать, каждый последующий свиток был как две капли воды похож на предыдущий. А значит, все они похожи на первоначальный вариант, который держал в руках пророк Моисей. Вот почему домыслы о многочисленных вставках и редакторских правках не более чем атеистическое заблуждение.
Через три дня – война
Итак, Ветхий Завет предвидел события и имена исторических личностей, которые появились много веков спустя после написания (дарования) текста. Получается, Книга книг – универсальный предсказатель? Почему бы в таком случае не предположить, что в Торе имеются свои коды и на будущее? И нельзя ли полней предугадывать ход событий?
Нельзя, убеждены математики, работающие с кодами Торы (кстати, все они верующие). И это не научный вывод, а этический запрет, налагаемый религией, не искушать судьбу, заглядывая в завтра.
Но исключения все же бывают даже у правоверных иудеев, таких, как Элияху Рипс. 15 января 1991 года к нему обратились с просьбой прочесть лекцию 18-го числа. Он отказался по причине более чем странной: «Это не самый подходящий день для лекций: начнется война». И действительно, 18 января на города Израиля полетели иракские ракеты. Как же узнал об этом далекий от политики человек? Из Библии.
Резонно возразить: в Священном Писании ничего не говорится о нашем времени, тем более не содержится конкретных дат. Рипс считает иначе: все там предсказано – нужно лишь уметь прочесть. В первой книге Бытие, там, где повествуется о войнах Авраама с царями ханаанскими, им найдена дата начала войны в Персидском заливе, имя Цадам (так по-арабски звучит имя Саддама Хусейна), слова «таль руси», что на иврите означает «русская ракета». Чтобы увидеть имя Хусейна, следует читать в первом случае каждую 14-ю букву текста, а во втором – каждую 74-ю. У «таль руси» эти интервалы составили 12 знаков.
В 1992 году был похищен израильский солдат Нисим Толедано. Вся маленькая страна переживала, как одна семья. Когда еще не было известно, жив ли солдат, Рипса все же убедили, вопреки его принципам, заглянуть в Тору – жизнь человека дороже любых принципов. Он сдался: включил компьютер и принялся искать с различными буквенными интервалами имя исчезнувшего солдата. Вскоре нашел. Рядом ученый надеялся увидеть географические названия на территории Палестины, где могли скрывать похищенного. Увы, ни одно подобное название из букв библейского текста не складывалось. Пока доктор Рипс работал с Торой, по радио сообщили: найден труп Нисима Толедано. И в ту же секунду математик увидел рядом с именем солдата вертикальную колонку букв, проявившую слово «ямут» – умрет.
Этот эпизод, казалось бы, подтвердил мнение математиков: священная Книга – хранилище исторических сведений от сотворения мира до сегодняшнего дня. Несомненно, в ней закодировано все будущее человечества, ибо наше прошлое -для Ветхого Завета будущее.
Нострадамусу и не снилось
Странно, не правда ли: случайное имя солдата оказалось в тексте Торы? Так, может, там найдется и мое имя, и номер моего телефона, и марка моей стиральной машины? Кто знает… Похоже, отыскиваются все слова. Во всяком случае, ученые, нашедшие в Торе множество ключевых слов, характеризующих любое понятие из любого времени и места, кажется, ни разу не остались без ответа. Но вот допустимо ли пересекать черту текущего момента – пока вопрос.
Значит, дарованный Создателем текст содержит пророчества?
Мудрецы, посвятившие жизнь изучению Книги книг, знали: в ней не только записана информация о прошлом, но и закодированы ключевые события будущего. Задолго до появления вычислительных машин то и дело кто-либо из знатоков Библии находил в ней нечто недоступное при обычном чтении.
Так, Шимон Бар-Йохаи, предполагаемый автор книги «Зоар», в 120 г. говорил: в шестисотых годах шестого тысячелетия по библейскому летосчислению (соответствует 1830-1840 гг.) произойдет небывалый рывок в научных знаниях. Он предсказан по Библии за 17 веков.
И вот что получило человечество от науки за эти годы:
1828 г. – Дж. Генри изобрел электромагнит;
1831 г. – М. Фарадей открыл электромагнитную индукцию и фактически создал электротехнику;
1833 г. – К.Ф. Гаусс сконструировал электромагнитный телеграф;
1834 г. – тот же М. Фарадей создал теорию электрохимии;
1842 г. – обнаружен эффект Доплера;
1843 г. – Дж. Джоуль сформулировал второй закон термодинамики и закон сохранения энергии;
1845 г. – создана Булева алгебра – основа современных компьютерных языков.
Временной интервал с 1805 по 1873 год, время жизни одного поколения, дал революционные открытия и изобретения в большинстве естественных наук. Ну, как мог Бар-Йохаи заглянуть в эти годы из древности?
Тора – генетический код Вселенной. В ней записано все случившееся и все, что могло случиться, но чего человечество избежало. Поистине безграничное вместилище информации!
Впрочем, религия запрещает любое гадание, ибо это сужает возможности для выбора, преждевременно программирует ход событий. Поиск пророчеств, уже принадлежащих истории, допускается, но запрещено опережать события. Никто не снимает с нас ответственности за наше будущее.
Станет ли Хайфа Хиросимой?
А стремительный прорыв в будущее с помощью библейского текста все же был совершен. И сделал это не ученый-профессионал, а любитель, не скованный религиозным запретом на гадание.
Американский журналист Майкл Дрознин, познакомившись с методикой вылавливания ключевых слов в тексте Библии, начал самостоятельный поиск.
3 сентября 1994 года, за 14 месяцев до убийства израильского премьера Ицхака Рабина, он отправил лидеру страны письмо с предупреждением: в тексте Библии его имя и фамилия, найденные с определенным буквенным интервалом, пересекаются фразой «Убийца, который будет убит». Рабин, атеист и прагматик, пренебрег предупреждением. Он стал четвертым (после египетского президента Садата и братьев Кеннеди), сообщение об убийстве которого найдено в Библии.
Уже после убийства Рабина Майкл отыскал в Торе пересечение слова «Израиль» и слов «ядерная катастрофа». Об этом открытии он счел нужным поставить в известность тогдашнего преемника Рабина. Шимон Перес, уже извещенный о предсказанном в Библии убийстве своего предшественника, отнесся к предупреждению серьезно и встретился с Майклом. Правда, премьерская карьера Переса оказалась короткой – его сменил Биньямин Нетаньяху. Дрознин познакомился с отцом нового премьера – Бен-Ционом Нетаньяху, ученым и философом, показал ему свою страшную находку, подтвержденную также Элияху Рипсом, и попросил обратить на нее внимание сына. Однако новый премьер, как некогда Рабин, счел пророчества чепухой и реагировать на них не стал.
Является ли неизбежным данный в Библии прогноз? Или это лишь предупреждающий сигнал, приняв и поняв который, можно изменить ход событий?
Ученые пока не готовы ответить на эти вопросы. Хотя наверняка знает ответы Тот, Кто наделил священный текст знанием будущего.