ТЕМНАТИК

Творчество,экономика,мысль,неизвестное,аналитика,топ-новости,информация, коменты

Туман вокруг газового сражения рассеивается


Минувшая неделя ознаменовалась новыми вестями с поля российско-украинской газовой брани. Ни одной из сторон к настоящему моменту не удалось добиться каких-либо стратегических успехов, но туман вокруг исхода сражения постепенно начинает рассеиваться.

 

Пока первым и самым значимым результатом можно назвать окончательный отказ Украины выплачивать $7 млрд штрафных санкций за недобор газа, выставленных “Газпромом”. Об этом в рамках телевизионной пресс-конференции “Диалог со страной” заявил президент Украины Виктор Янукович.

В ходе выступления он довольно резко высказался в адрес Европейского энергетического сообщества (ЕЭС), ничего не предпринимающего в сложившейся ситуации в поддержку Украины. “Когда Россия нам предъявила счет на семь миллиардов долларов штрафных санкций – никто не отреагировал никак – тишина. Смотрели и думали, что наша хата с краю. Почему я должен высказаться в такой резкой форме, потому что мы снова наедине, – возмущался Янукович. – Да, мы отказались платить, сейчас ведем переговоры, но ведем их наедине”.

Очевидно, что Европа не горит желанием ввязываться в российско-украинский конфликт, поскольку у нее имеются практические интересы в отношении каждого из его участников. Заняв позицию одного из них, ЕЭС рискует испортить отношения с другим (в первую очередь, это относится к России), так что Украине остается только возмущаться.

Впрочем, есть все основания полагать, что разрешение российско-украинского спора не за горами, и не исключено, что оно окажется достаточно выгодным для российской стороны. Как и предполагалось, разрубить гордиев узел противоречийпредстоит при помощи манипуляций с украинской газотранспортной системой (ГТС).

Судя по словам Януковича, речь сегодня идет уже не о передаче ГТС России в обмен на изменение условий поставки российского газа на Украину, а лишь о передаче ее в аренду. “Скорее всего, “трубу” мы никому продавать не будем, скорее всего, она останется в собственности государства. Возможно, на тех условиях, которые мы видим, она будет передана в аренду, чтобы этих средств хватало на ее содержание, чтоб разделить ответственность… Мы стремимся, чтобы это решение было принято в первом полугодии этого года”, – сказал украинский президент в программе “Диалог со страной”.

Он пообещал, что решение будет приниматься открыто, а не кулуарно, и при этом Киев хочет получить гарантии прокачки газа: “Все эти составляющие должны быть прописаны. Когда мы увидим, что это обеспечено, мы будем готовы подписать соглашение”.

Определенное количество очков в этом торге Украине добавило решение об отказе от участия в газотранспортной сделке европейской стороны. Ранее, напомним, Киев настаивал на желании создать трехсторонний консорциум для управления ГТС с участием России и ЕС, в то время как “Газпром” выступал против участия ЕС.

В настоящий момент очевидно, что дальнейшие переговоры будут идти без европейского участия. В Европе опасаются, что украинская газотранспортная система может быть использована для шантажа европейских потребителей газа и закрепления российской монополии на его поставки. России не нужен партнер, высказывающий такого рода опасения. У Украины, в свою очередь, накопилось изрядное раздражение бездействием ЕЭС. Таким образом, двусторонняя схема отношений вокруг украинской ГТС, по всей видимости, полностью устраивает и Москву, и Киев.

Куда более интересным является то, что на сегодняшний момент речь идет уже не о полной или частичной передаче России украинской ГТС (как это было с Белоруссией), а о предоставлении ее в аренду. Если это действительно так, можно считать, что Украине удалось достичь значимой победы.

Сохранение ГТС оставляет Украине потенциальную возможность контроля за системой и использования ее в своих целях. Более того, при определенных условиях она может выступить для России в роли “троянского коня”: теоретически, ГТС со временем может быть использована для поставки газа из Туркменистана, а также в реверсном режиме для поставок топлива из Европы. Немаловажную роль имеет и входящая в ГТС инфраструктура. Прежде всего, это касается огромных газовых хранилищ, позволяющих аккумулировать большие объемы топлива.

Что касается России, до последнего времени было трудно определить значимость для нее украинской ГТС. С одной стороны, с появлением “Северного потока” и началом строительства “Южного” ее значение неумолимо снижается. С другой – строительство “Южного потока” сопряжено со множеством проблем и трудностей, и до их полного разрешения сбрасывать со счетов украинскую ГТС по меньшей мере недальновидно. Опять же, ни один из “потоков” не предполагает наличие хранилищ, в которых можно было бы запасать экспортные объемы газа в случае непредвиденного роста его потребления – например, из-за холодов.

Судя по заявлениям Януковича, Россия намерена использовать украинскую ГТС по крайней мере до введения в эксплуатацию “Южного потока”. Если результатом достигнутого между странами компромисса станет размен крайне жестких условий поставки российского газа на Украину на аренду (а не продажу) ГТС, то победившей стороной можно будет смело считать Украину. Заметим, что о вступлении Украины в Таможенный союз в обмен на решение газового вопроса, на что ранее не раз намекала Москва, речи уже не идет.